9 янв.
2012

Новый год в Индии

Продолжая традицию отмечать Новый год не дома, мы с женой решили отправиться в Индию. Тем более, много об этой стране читали, смотрели и слышали. Да и хотелось хоть раз отметить Новый год где-нибудь в тепле, проверить, каково это. Проверили — Новый год совершенно не чувствуется: индусы этот праздник практически не отмечают, лишь украсят слегка пальмы и пихты, чтобы европейцы не грустили и лягут спать в 10 вечера.

Дели

В Дели зимой стоит молочный туман. Причём, как будто, только над крупными городами. Когда мы вышли из самолёта, поняли, что это не столько туман, сколько смог: воняло так, как будто вокруг города горят леса. Позже мы предположили, что это запах от крематориев, хотя вряд ли это так на самом деле.

Делийский аэропорт встретил нас приятным ковролином на полу и постерами М и Ж в туалете:

Мы хорошо подготовились к поездке: у нас были на примете несколько гостиниц по рекомендациям русских, живущих в Дели (заранее не бронировали, нам сказали, что так никто не делает, все заселяются по ходу жизни). Дорога из аэропорта была очень даже приличная: вокруг газончик, кустики, цветочки. И вот мы приехали в центральный район, где, согласно Гуглу, располагается рекомендуемая гостиница:

Куча галдящих людей, вокруг мусор, сточные канавы, лежащие люди неопределённого состояния, то ли живы, то ли нет. Вокруг все здания, как будто не имеют входов. Вернее, входы, конечно есть, но идентифицировать их как входы очень сложно. Да ещё, там и тут стоят военные с оружием:

В общем мы поняли, что найти гостиницу будет не так просто, как нам казалось. Благо, в толпе индусов показались двое европейцев. Оказалось, они в Дели не впервые и знают по близости хороший отель. Мы сели им на хвост и пошли искать ночлег.

Заселились в отель «Харипиорко». Самостоятельно, без чьей-либо наводки, мы вряд ли бы зашли сюда:

Наш номер выходил окнами аккурат на оживлённую улицу. Но так как мы не спали почти двое суток и ещё не отошли от шока, то быстро уснули под гул людей и несмолкаемое бибикание рикш.

Что такое гостиничный номер в Индии? Это непременно каменный пол — не наша керамическая плитка, а такие хорошие гранитные плиты. Это отсутствие отопления, хотя ночью температура опускается до нуля. Это «горячий» душ, после десятиминутного слива холодной воды. Это окна в туалете без остекления (чтобы вентилировалось). Стоил наш номер 1200 рупий (700 рублей) за ночь.

На утро мы немного осмелели и решили всё-таки осмотреться.

Движение тут левостороннее, доставшееся от англичан. Кое-где встречаются светофоры. Больше правил движения не существует. Из-за этого на улице перманентно стоит гул клаксонов, устанавливаемых на всё, что имеет два и более колеса, даже на велосипеды. Перейти дорогу спокойно нельзя: движение довольно плотное, а уступать дорогу никто не собирается. Но индусов это не смущает, поэтому местные просто выходят на дорогу и не спеша её переходят, а автомобили, так же не спеша, продолжают ехать, пока не уткнутся бампером в пешехода.

Автобусная остановка:

Через каждые метров пятьдесят можно встретить уставших людей, устроившихся на ночлег прямо на тротуаре:

При этом реклама айфона на противоположной стороне дороги смотрится каким-то сюром:

Иногда можно встретить сваленную кучу навоза:

А через пару метров иконки на заборе:

Вдалеке виднеются высотки:

А загляни в ближайший переулок увидишь трущобы:

Гламурная собака в зимнем костюме:

Могила высоковольтного ка́беля:

Из дорожных знаков тут только указатели главных улиц, предупреждения о лежачих полицейских и призывы не лихачить. Если бы не указатели улиц, то заблудиться было бы простой задачей: уличных указателей на домах нет как класса, а нарисованная на карте улица и расположенная на местности — это две разные сущности.

Зато много храмов. На территорию храма разрешён вход только без обуви. А внутри всё те же гранитные холодные полы.

Храм «Лакшми-Нараяна».

Христианская школа и собор:

У водителей не принято уступать дорогу. Ну, то есть никто не смотрит в зеркала перед манёвром, чтобы не создать «помехи». У моторикш боковые зеркала вообще находятся внутри салона (на фотографии ниже), а на автомобилях их складывают за ненадобностью. Те, кто не успел сложить, ездят с обвисшими культяпками, оставшимися от зеркал. В такой ситуации единственным средством для самоидентификации является гудок. Сигналят тут не с целью поставить кого-то на место, мол «Куда прёшь?!», а для того, чтобы впереди идущий транспорт имел ввиду ваше существование на дороге. Чтобы водители не забывали это «правило дорожного движения», на многих грузовиках и автобусах так и написано: сигнальте, пожалуйста:

Но, даже если вы посигналили, это не лишает водителя впереди идущей машины права двигаться совершенно хаотично и подрезать всех подряд. При этом, за два дня прибывания в Дели мы видели только одну аварию и лишь однажды попали в затор, и тот был вызван светофором с каким-то чудовищным режимом работы. И ещё одна странность: при всём творящимся на дороге шабаше водители спокойны как танки. Выражения «Куда ты прёшь?» и «Водить научись!» для них неизвестны. Ни одного проявления гнева я не заметил.

Религия проникает во все сферы жизни индусов. И водители рикш не исключение. По рассказам, перед тем, как сесть за руль, водители совершают обряд освящения своего транспорта, а затем вешают на него цветочную гирлянду. Подобно нашим маршрутчикам, водители рикш устраивают на «торпеде» алтарик с изображениями их любимых божеств и украшают его цветами и благовониями:

Но случаются и атеисты :)

На улице на телеге мужик жарит попкорн:

Делийская улочка:

Довольно часто встречается какой-то хитрый асфальт с аккуратно уложенными камушками:

Красный форт.

Храмы и ашрамы — единственные места, где чисто и уютно:

Местные воробьи:

Бурундук:

Солнце клонилось к закату, и мы пошли назад в отель.

Индусская реклама из-за хинди воспринимается как что-то ненастоящее:

Рано утром мы поехали на вокзал «Низамутдин», с которого мы должны были уехать в Матхуру на поезде.

Ориентироваться на вокзале было довольно сложно: из всех табло работали только часы. Узнать о приходящем поезде можно только по сообщениям из хриплого динамика на хиндише — английском, произнесённым со страшным акцентом индусского диктора.

Не перроне мирно спят, дожидаясь своего поезда, граждане:

Отличительная особенность индийской железной дороги: на платформах есть информационные стенды, на которые вешают списки пассажиров, садящихся в следующий поезд. Нашёл там себя — хорошо, значит едешь:

Наш поезд, лениво и неспешно, как и всё индийское, подошёл к платформе с двухчасовым опозданием и мы отправились в Матхуру. Оттуда на такси до Вриндавана.

Читайте также вторую часть про Вриндаван, третью про Путтапарти и четвёртую про Дубай.