19 сен.
2009

О простом дизайне

В своей работе я придерживаюсь принципа: пользователь должен получать то, за чем пришёл на сайт. Поэтому каждый элемент дизайна я проверяю на соответствие этому принципу.

Я считаю, что сайт — это не место, где человек должен «отдыхать от суеты» или «чувствовать атмосферу уюта». Конечно, разработчик должен сделать всё, чтобы работа пользователя на сайте была максимально удобной и комфортной, но эти требования не столько эстетического, сколько логического характера.

Современные сайты должны соответствовать динамике жизни, а она такова, что люди стремятся максимально быстро получить необходимую информацию с минимальными затратами сил. Люди бегут, и посещение сайта — это часть повседневного бега с препятствиями. Посетители порталов заходят на сайт с Айфона во время обеда, чтобы оставить небольшое сообщение друзьям; потенциальный клиент заходит на сайт фирмы, наряду с десятком сайтов конкурентов, чтобы оценить возможность сотрудничества; потенциальный заказчик наскоком налетает на сайт дизайн-студии, открытый среди сотни других.

Я считаю крайне важным помнить о том, что у пользователя есть свои задачи и своя насыщенная жизнь, время в которой расписано очень плотно.

Корпоративный стиль

Сайты компаний смотрят менеджеры пачками по несколько десятков в условиях горящих подрядов.

Нет никакого смысла специально делать тёмный фон, чтобы добиться некоего уюта. Нет смыла размещать в шапке тяжёлую кирпичную иллюстрацию «отражающую деятельность компании». Зато есть смысл показать товар лицом. Если компания варит пиво, имеет смысл показать запотевший бокал пива. Если это ресторан, надо разместить на главной вкусные фотографии реальных блюд в потрясающем качестве. Если компания занимается поставками запчастей, на главной стоит разместить каталог продукции. Ради этого человек и пришел на сайт.

Но вместо этого заказчики и исполнители ломают голову над тем, как бы сделать так, чтобы их сайт «не был похожим на другие». И ведь делают. Но с точностью до наоборот, то есть ровно то, чего уже море в интернете. Нет, правда, я общался со многими людьми, начинавшими разговор с этой фразы, а после показывавшими сайты-шаблоны с разноцветными пунктами меню и некачественной сжатой фотографией вечернего города.

Сервисы и социальные сети

Такого рода сайты люди посещают довольно часто — это главное, что надо помнить во время разработки.

Однажды мне пришлось рисовать социальную сеть для любителей ночной жизни. Заказчик, желая показать эту самую ночную жизнь потребовал сделать сайт в тёмных тонах и напустить гламура. В итоге получился страшно перегруженный интерфейс. Не будут люди каждый день заходить на такой сайт, ждать прогрузки всей графики и ломать себе глаза с неконтрастными шрифтами. Есть более приоритетные задачи по сравнению с «духом гламура» — получить информацию об интересных событиях и людях.

Один небезызвестный интернет-журнал оформлен, на мой взгляд, чудовищным образом. Его страницы украшены псевдо-карандашными иллюстрациями, такой же карандашной менюшкой и заголовками. Читать чей-то корявый карандашный почерк лично мне неприятно. Конечно, сайт жутко стильный, но использовать его ежедневно крайне сложно.

Сайты студий

Есть очень много контор, сайты которых можно описать фразой «мы взяли на работу техдизайнера». Главная страница таких сайтов представляет собой большую картинку, как привило, с флешовой анимацией. Всё дышит «духом» этой фирмы: закат на море и небольшая лодочка на песчанном берегу; или за витриной в дорогом интерьере сидят мужчина с женщиной. А есть такие, которые делают «минимализм» — меню одиннадцатой тахомой или веб-конденседом, а весь остальной текст девяткой. Ещё где-то должна быть иллюстрация чего-то непонятного, весь сайт зажат справа или слева сверху, и ссылка на портфолио должна быть как можно незаметнее.

Не хочу обидеть ребят, которые узнали в этом описании свои сайты, но я считаю, что сайты должны быть ориентированы на будущего заказчика услуг. А заказчику интересно посмотреть на реальные работы и услуги. Красивая иллюстрация на главной не может быть показателем качества, так как могла рисоваться год.

В своих работах я стараюсь не использовать лишней графики. Но бывает, когда графика нужна, например, тёмный фон хорош для фотогалерей и просмотра видео. Красивые картинки, которые я очень люблю рисовать, прекрасно подойдут для оформления блоков важной информации и спецпредложений, а огромные фоновые изображения отлично будут смотреться на промо-сайте.

6 комментариев

Саша Реушкин, 15 ноя., 08:55

Хорошо, что у конторы хоть техдизайнер есть, а есть нет вообще ни одного дизайнера, вот ту уже беда начинается.

Дмитрий, 27 ноя., 03:46

По сайтам с вами согласен, но бывает так, что времени в обрез, и делать качественный дизайн с расчетом на потребности персонажа трудно, гораздо проще взять тему для wp и адаптировать. Ведь технология так же накладывает отпечаток, и реализовывать мегаудобные интерфейсные заморочки, типа комментирования тут у вас, очень затратно по времени.
Кстати, с переходом tab'ом по полям у вас беда. Понятно конечно, что это для того, чтобы были доступны все элементы на странице без мыши, но естественное ожидание при нажатии таба — переход к следующему полю ввода. Поменяйте порядок следования хотя-бы. Чтобы «обновить имя» следовало после поля ввода комментария.
Да и вообще, вы делаете сайт с расчётом на включенный js в браузере, но рассматриваете случай отсутствия мыши.

Владимир Высоцкий, 9 мар., 21:55

Если представить эту статью как утрированный вариант реальных событий, то я полностью согласен.
Но. Всегда же есть это поганое «но».

Есть сейчас у меня один заказчик (госструктура) и вот они, как раз, действуют от обратного что написано в этой (и других) статье. Сайт должен тянуться, но «шапка» должна быть не больше 1000 пикселей в ширину, а на мониторы с разрешением выше чем у них им плевать. Навигация которая абсолютно невминяема должна остаться как есть, ибо все уже привыкли с странным названиям пунктов меню которые диаметрально противоположны содержанию. И при всём при этом какой бы дизайн ты не рисовал, всегда есть кто-то выше того кто утверждает кому не понравиться, а потом пройдя его будет ещё кто-то выше и т.д и т.п.

И вот в этот момент понимаешь что не всё на самом деле касается тех кто делает и что задумывает... всё касается исключительно того кто решает «да» или «нет», а поскольку в России не принято доверять дизайн-конторам, то решает какой-нибудь финансовый директор который учился на мелиоратора или гендир вышедший из братков (а такие у меня в рекламных агентствах были и не один раз). Вот на выходе и получает жуткие копипасты и милипусенькие ссылки на портфолио.

Скорее похоже на крик души. Но заказчик всегда прав. И тема нарисуй хорошо и так, чтобы всем понравилось работает не всегда. К сожалению.

Настя Кизза, 4 апр., 07:50

Прочитала предыдущий комментарий и по существу имею сказать следующее. У меня очень небогатая дизайнерская практика, все-таки я больше позиционирую себя как разработчик. Но даже при таких раскладах редкий заказчик на моей памяти отказывался прислушаться к обоснованным аргументам. Если дизайнер не ведет себя слишком уж богемно, или, наоборот, не записывает с обреченным видом каждое пожелание, чтобы потом мстительно впердолить в шапку красный marquee 18-м италиком, его аргументы могут выглядеть довольно весомо.
Все-таки, имхо, дизайнер скорее инженер, нежели художник. Даже если у заказчика есть оптовые поставки отечественных реле задержки по дешевке, и друг его их крайне рекомендует, нормальный инженер их вместо датчика влажности прикручивать не будет. Другое дело, что инженер такое свое решение обосновать может, а все те дизайнеры, которые постят в интернеты многочисленные плачи души про заказчиков-уродов, - не всегда.
Конечно, профессия наша пока ближе к ремеслу, и обосновать, почему надо делать так, а не иначе, иногда трудно. Надо самому глубоко понимать, зачем тут то, а зачем это. Но компромисс всегда можно найти.

Владислав Йиндржих, 17 ноя., 15:15

Настя, сразу видно, с крупными заказчиками сталкивалась нечасто. В крупных компаниях обосновать почему так, а не эдак, просто не получится. Есть специалист, такой же подчинённый, которому ты что-то можешь растолковать на этапе первичного согласования, но как только работа "пошла наверх" - всё, отстаивать твои "патамушта" просто некому. Судьба твоей работы от тебя уже не зависит. Тебе могут тупо отправить дизайн с пометкой "не подходит", "переделать", даже не удосужившись объяснить, что именно им хочется - добавить функционала или изменить шрифт заголовка. Так что Вова Высоцкий кое в чём прав.

Kirill Green, 16 июля, 04:33

Владимир и Владислав! Я вполне понимаю ваши позиции по поводу "от нас уже ничего не зависит". Но, если посмотреть на ситуацию "маленький дизайнер + большая компания" со стороны, то получается, что жалобы ваши вытекают из банального неумения вести переговоры. А именно, неумения достучаться до человека, принимающего решения и аргументировать ему свои решения. Да, это сложно. Да, это может не получиться. Но аргументировать говенный, простите, результат тем, что "обосновать нормальное решение не получилось" просто не профессионально. Не обманывайте себя и окружающих. Не "не получилось", а "не умею". Не нужно сваливать это на заказчика.

Найдите в себе мужество принять позицию личной ответственности дизайнера за результат его труда.

Ваш комментарий

Анонимный комментарий будет опубликован от имени Конрада Ота

Укажите ее, если хотите, чтобы никто не смог написать от вашего имени.

Комментарии не по существу, содержащие мат или оскорбляющие кого-либо будут удаляться.